Основной упор, направленный на предотвращения этого негативного явления, направлен на открытие доступа к информационной базе, в которой хранится сегодня вся информация об автомобилях, купленных в кредит. Как заявил подполковник полиции, начальник аналитического отдела департамента по борьбе и злоупотреблениям в финансовом секторе, Михаил Радько, все дело в том, что в России имеется огромное количество баз данных на граждан России, но отсутствует строгий контроль над доступом к ним. Так и в случае с базой данных по автомобилям, приобретенным в кредит. Появившаяся недавно на пиратском рынке база данных на автомобили, купленные в кредит, на их владельцев навела настоящий шорох не только на владельцев автомобилей, но и на банковские структуры, которые активно участвуют на рынке автокредитования. По заявлению Михаила Радько, Национальное бюро кредитных историй, которое является инициатором создания такой базы данных, ставило своей главной целью борьбу с мошенничеством при продаже кредитных автомобилей, которое активизировалось за последнее время.
Преступления, связанные с перепродажей кредитных автомобилей сегодня снова входят в лидеры статистических данных. Сценарий преступников в этом вопросе примерно один и тот же. Различия только в нюансах и размерах сумм, расходуемых обманутыми владельцами авто. Выглядит все примерно так. В салоне автодилера приобретается автомобиль, естественно на кредитные средства. Для приличия вносится первоначальный взнос в размере 10-15% от стоимости авто. После того, как автомобиль был поставлен на учет в органах ГИБДД, его срочно перепродают. При оформлении покупки автомобиля, по условиям автокредита залоговым имуществом выступает автомобиль, который и выступает гарантом обеспечения данного кредита. Мошенники, только перепродав автомобиль, исчезают и перестают выплачивать банку все необходимые платежи по кредитному договору. Действия банка в этом случае традиционны. По прошествии времени, банк обращается в суд и вот здесь, именно на этом этапе, возникает парадоксальная ситуация. Преступники скрылись, а добросовестный приобретатель предстает перед судом, в качестве ответчика. Единственное преимущество в этой ситуации, что в соответствии с условиями сделки, владелец является собственником автомобиля. Как правило, суды меньше всего обеспокоены тем, что владелец автомобиля является законным владельцем. Банку нет никакого желания искать виновных, и все собаки вешаются на незадачливого покупателя, который приобрел кредитный автомобиль c рук.
Для того, что бы исключить подобные вещи, в паспорт автомобиля (ПТС) необходимо ставить отметки, отмечающие факт имущественного состояния автомобиля. Это может быть фраза о том, что автомобиль куплен в кредит или то, что данное транспортное средство находится в залоговом обеспечении. Как правило, такой паспорт должен храниться в банке, до полного погашения кредита и только после этого выдаваться владельцу транспортного средства. Такая мера предпринята для удобства работы банка, однако получить ПТС владельцу транспортного средства не так уж трудно. Можно сослаться на утерю документов на машину, смены номера. Поэтому мошенникам получить на руки ПТС не составляет большого труда. Можно поступить еще проще, сделать дубликат ПТС, сославшись на его утерю. Поэтому, мошенники и имеют полную свободу действий.
По мнению руководящего сотрудника Национального бюро кредитных историй, Василия Пшенки, создание специальной базы, где фигурируют все автомобили, приобретенные в кредит, может стать настоящим препятствием на пути мошенников. Любой гражданин, прежде чем стать владельцем новой машины, может свободно проверить все данные по данному автомобилю в настоящей базе данных. На сегодняшний день в новой базе данных имеется информация на 400 тыс. транспортных средства, которые были приобретены через банковские структуры. Воспользоваться такой базой может любой желающий, получивший доступ к VIN- коды машины и заплатив всего 300 рублей. В самое ближайшее время, ожидается получение данных на полумиллион автомобилей, приобретенных наиболее известными российскими банками. Хотя информация такой базы данных пока остается довольно скудной, это только первый шаг. Главное в этом плане найти общее согласие всех структур, заинтересованных в предотвращении подобных махинаций. Это зависит от совместной и координационной работы органов правопорядка, салонно продаж, банковских структур и добропорядочности самих граждан.