Сегодня ситуация имеет все шансы измениться к лучшему.
Ситуация с тарифами, которыми банки стараются всегда менять неожиданно в свою пользу, должна в ближайшее время выйти на новый, более цивилизованный уровень. Этому должен поспособствовать законопроект, который был рассмотрен недавно на заседании российской Думы. Основная причина появления такого закона – это бесконтрольное поведение банков в тарифной политике, порой вынуждающая терпеть клиентов большие убытки.
Теперь банкиры будут обязаны ставить в известность заемщиков о планируемом изменении тарифов, других условий кредитного договора за 45 дней до вступления в силу изменений. На сегодняшний день сохранялась норма, предполагающая уведомление заемщиков об последующих изменениях в тарифах. Практически все участники рынка считают, что данное нововведение должно не только успокоить заемщиков, но и повысить стоимость услуги для клиентов. Банки будут лишены возможности гибко и быстро реагировать на конъюнктурные изменения на рынке. Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России является инициатором нововведений, которые в качестве поправок внесены в Закон « О банках и банковской деятельности». Законопроект был принят в первом чтении.
На вопросы корреспондента газеты «Известия», Анатолий Аксаков дал объяснение причин появления данного законопроекта. Сегодня многие банки стараются сохранить за собой эксклюзивное право самостоятельно изменять тарифы. Некоторые кредиторы вообще пренебрегают установленной законом нормой и уведомляют клиентов об изменении тарифов менее чем за 15 дней до вступления в силу изменений. Практика информирования клиента об изменении тарифов подтверждает тот факт, что ныне существующие способы уведомления и сроки редко когда становятся эффективными, и влекут за собой финансовые потери со стороны клиентов.
Благодаря новому законопроекту, банки теперь будут вынуждены оповещать своих клиентов об изменении условий кредитного договора не позже, чем за 45 дней до момента вступления в силу озвученных изменений. Тем более, подобное извещение необходимо будет разместить на сайте кредитной организации, в СМИ и на рекламных стендах, в офисах и отделениях банковского учреждения. По мнению финансовых экспертов, 45 дней представляет собой слишком большой срок, отпущенный на уведомления, предлагая сократить его до 30 дней, что даст возможность банкам более мобильно реагировать на существенные изменения, происходящие на финансовых рынках. В мировой практике, подобная мера предусматривает срок в 30 дней, в течение которых и клиент и банк могут обоюдно договориться или отказаться от сотрудничества. Ранее, с подобной инициативой выступало Министерство финансов, которое совместно с Роспотребнадзором решило оказать давление на российские банки. Инициатива тогда не нашла одобрения со стороны депутатского корпуса. Сегодня, картина несколько иная и участившиеся случаи самоуправства банков заставила депутаты пойти на эти крайние меры. Не факт, что данная поправка будет принята во втором и третьем чтении. Вероятно всего, срок, отпущенный на уведомления, будет установлен в 30 дней, заявил Президент Ассоциации российских Банков, Гарегин Тосунян.